Урок разработан преподавателем первой квалификационной категории Анненковой Светланой Ивановной

Урок

"Свет Вифлеемской Звезды"

Цели урока:

1. Создать условия для повышения общекультурного уровня, осмысления роли христианства в духовной жизни человечества.

2. Развитие коммуникативных навыков, формирование общекультурной компетенции.

3. Приобщение к общечеловеческим ценностям.

Эпиграф:

Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

Святой Серафим Саровский.

Словарная работа: Библия, Евангелие, апостол, притча.

Ход урока.

I) Целеполагание.

а) слово учителя

Христианство оказало большое влияние на духовное развитие человечества. Библия - неотъемлемая часть его духовного наследия. И сегодня на уроке мы в этом убедимся.

II) Предкоммуникация.

а) беседа.

- Что в переводе с греческого обозначает слово «Библия»? (книга).

Библия – одна из самых продаваемых книг в мире. Библия – это свод древнейших текстов, включающих в себя книги Ветхого Завета (от сотворения мира до Рождества Иисуса Христа) и Нового Завета (от Рождества Иисуса Христа до его Смерти, Воскресения и Вознесения; а также деяния и послания апостолов). Книги Библии называются Священным Писанием.

- Кто такие апостолы? (ученики Христа).

- Объясните значение слова Евангелие. (Евангелие (греч.: благая весть).

Благую весть об избавлении человечества от рабства греху, проклятия и смерти принёс людям Иисус Христос. Его ученики Марк, Иоанн, Лука и Матфей описали Его земную жизнь, страдания, смерть на кресте, воскресение и вознесение на небо. Эти книги и называются Евангелием и являются первыми книгами Нового Завета.

- Что называется притчей? (небольшой иносказательный назидательный рассказ).

Христос учил людей притчами.

- Какие притчи вы знаете? («О добром саморянине», «О блудном сыне» и т.д.).

«Жизнь положи за други своя»,- учил Иисус Христос. Это одна из основных заповедей христианства.

- Исполняется ли она в наше время? (Да).

III). Коммуникация.

а) беседа.

- Мы называем Господа Иисуса Христа Спасителем. Отчего и кого он спас?

«От греха человека произошли все беды на земле и смерть, и ад. Если бы Сын Божий не смирил Себя, не умалил Себя, тогда никто бы не спасся. Смирение, страдание и крестная смерть Богочеловека спасли человечество. Мы все должны научиться смирению и послушанию»,- говорил святой праведный Иоанн Кронштадский.

Сюжеты Священного Писания не раз вдохновляли поэтов, писателей, художников на создания произведений искусства, поэтому мы и говорим, что христианство и мировая художественная культура неразделимы.

В Писании Ветхого Завета есть раздел – Соломоновы притчи. Сейчас вы услышите одну из них. Она вам, конечно, покажется знакомой.

б) чтение притчи.

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.

Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя.

Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

Доколе ты, ленивец, будешь спать?

Когда встанешь ото сна своего?

Немного поспишь, немного подремлешь, немного полежишь:

И придет, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, разбойник.

в) беседа.

Почему эта притча показалась вам знакомой? (она похожа на известную басню Крылова).

Конечно, образы Стрекозы и Муравья у Крылова возникли под влиянием текста Священного Писания.

- С каким евангельским эпизодом связано выражение «умывать руки»? Что обозначает в наши дни? (связано с судом Пилата; обозначает отказ человека участвовать в чем – либо).

«Нам ли, русским, не веровать?»- спрашивал святой праведный Иоанн Кронштадский. Действительно, христианство на русскую культуру оказало огромное влияние. «Не стоит город без святого, а селение без праведника», - издавна говорили на Руси. Православный храм и колокольный звон всегда были символами русской земли. Не случайно, конечно, что символом России, ее именем стал святой благоверный князь Александр Невский.

Давайте прочитаем несколько стихотворений русских поэтов.

г) чтение стихотворений.

С. Есенин.

Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица.

Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов,

Как свечи, теплятся пред тайной,

И расцветают звезды снов

На их листве первоначальной.

Понятен мне земли глагол,

Но не стряхну я муку эту,

Как отразивший в водах дол

Вдруг в небе ставшую комету.

Так кони не стряхнут хвостами

В хребты их пьющую луну.

О, если б прорасти глазами,

Как эти листья в глубину.

1919.

- Испытывали ли вы когда – нибудь похожие чувства?

Перед вами другое стихотворение.

Ф. Тютчев.

Наш век.

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени,

А, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он здесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не просит.

Не скажет ввек с молитвой и мольбой,

Как ни скорбит перед открытой дверью:

«Впусти меня! Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью».

1851.

- «Душа грустит о небесах, она нездешних нив жилица…» Как вы понимаете эти строчки?

- В чем видит трагедию современного ему общества Тютчев? (утрата веры).

- К чему привела эта утрата? (к страданию, к погибели).

Давайте послушаем еще одно стихотворение Тютчева.

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия...

Так ты – жилица двух миров

Твой день – болезненный и страстный,

Твой сон – пророчески – неясный,

Как откровение духов.

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые –

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

1855.

Стихотворения Тютчева и Есенина написаны одно в 19 веке, другое – в веке двадцатом.

- Есть ли между ними что – либо общее? (да: в душе лирического героя идет борьба, он стремится «к небесам»).

- А почему в стихотворениях, написанных через такой большой промежуток времени мы видим много общих черт? (затронуты «вечные вопросы»).

- Почему «душа – жилица двух миров? (душа человека – арена битвы добра и зла).

«Душа по природе своей христианка»,- сказал один из отцов Церкви.

Согласны ли вы с его мнением?

В дни Великого Поста, который совершается за семь недель до Пасхи, в церкви и дома читают молитву преподобного Ефрема Сирина. Ее произносят с земными поклонами. Послушайте ее.

Молитва Святого Ефрема Сирина.

Господи и владыко живота моего,

дух праздности, уныния,

любоначалия и празднословия

не даждь ми.

(Земной поклон).

Дух же целомудрия, смиренномудрия

терпения и любве

даруй ми, рабу Твоему.

(Земной поклон).

Ей, господи Царю,

даруй мне зрети моя прегрешения

и не осуждати брата моего

яко благословен еси во веки веков.

(Земной поклон).

А.С. Пушкин переложил молитву на стихи.

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные великого полста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыка дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о, Боже, прегрешенья,

И брат пой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

- С какой целью люди молитвенно обращаются к Богу? (получить поддержку в трудной жизненной ситуации).

- Каково значение молитвы? (помогает «укреплять сердце средь дольних бурь и битв»).

- Что просит поэт у Бога?

- Объясните смысл эпиграфа к уроку.

IV). Посткоммуникация.

а) слово учителя.

Невозможно перечислить все произведения как русской, так и мировой литературы, в основе которых лежат христианские сюжеты, тексты из Священного Писания или Священного Предания. Вы, я думаю, смогли убедиться в том, что христианство – неотъемлемая часть духовной культуры человечества.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение, имеющее в своей основе библейские мотивы или рассказать о подобном произведении живописи.

Бесплатный хостинг uCoz