Урок разработан преподавателем первой квалификационной категории Чехой Татьяной Григорьевной

Бог- отец или обезьяна – бабушка?

(урок - творческая мастерская)

Цели урока:

1. Познакомить учеников с наиболее распространенными гипотезами, объясняющими происхождение жизни на Земле.

2. Предоставить возможность выработки собственного отношения к каждой гипотезе.

3. Создать условия для активной творческой деятельности на уроке каждого ученика.

4.Совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

5. Нравственное воспитание.

Цели урока (для учеников): (слайд 2)

1. Познакомиться с наиболее распространенными гипотезами о происхождении жизни на Земле..

2. Определить свое отношение к каждой из этих гипотез.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки, навыки групповой работы.

Эпиграф: (слайд 3)

Зачем я живу, зачем умираю?

Зачем?

Скажи мне, куда я иду?

Скажи мне зачем?

Скажи мне куда?

Из рок- оперы «Волосы» («Наir»)

Ход урока.

I). Индуктор. Работа над осмыслением темы урока.

- Жизнь… Она окружает нас повсюду. О ней свидетельствует жужжание насекомых, щебетание птиц, шуршание мелких зверьков, пробирающихся среди кустов. На существует как в ледяных полярных зонах, так и в раскаленных пустынях.

Земля насыщена жизнью в таком изобилии и разнообразии, что потрясает наше воображение. Как это все начиналось? Как появилась наша планета и все ее обитатели? И особенно: как возникло человечество? Развились ли мы из обезьяноподобных животных или были созданы? Подобные вопросы задаются с давних времен? Однозначного ответа до сих пор не найдено.

А важно ли искать на них ответ? Возможно, кто- то скажет: «Не важно, как я возник - важно, что я существую. Созданы ли мы высшим разумом или возникли в процессе эволюции, какая разница?»

Но, наверное, человечество неспроста так долго и мучительно ищет ответы на эти вопросы. От ответа на них зависят и ответы на вопросы, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку. А подобные вопросы, конечно, задавал себе каждый человек и , возможно, неоднократно.

- Жизнь… С чем ассоциируется у вас это слово? Какие картины у вас возникают, когда вы слышите его?

Ответы учеников.

(По ходу работы учитель на доске записывает ключевые слова).

(Слайд 4)

- А вот так значение этого слова определяют словари.

ЖИЗНЬ, и, ж. 1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Ж. мира. Законы жизни. 2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Ж. человека.

Толковый словарь Ушакова, 1935-1940

ЖИЗНЬ ж. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. В обширном. смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом знач. она дана двум царствам природы…

Толковый словарь Даля, 1863-1866 (Слайд 5)

- Теорий о том, как зародилась жизнь, существует множество. Сегодня мы с вами поговорим о трех , самых распространенных. Это:

- теория эволюции (теория Дарвина),

- креационная теория (теории сотворения),

- панспермия. (слайд 7)

II). Работа с культурным аналогом.

- Давайте познакомимся с основными их положениями.

Доклад ученика (слайд 8).

Книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора , или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» вышла в 1859 году . Идея эволюции встретила горячую поддержку одних ученых и жесткую критику других. В основе эволюции, считал Дарвин, лежит постепенный естественный отбор случайных ненаправленных наследственных изменений.

Основные её идеи:

Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии. Жизненные ресурсы для любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование либо между особями одного вида, либо между особями разных видов, либо с природными условиями. В понятие «борьба за существование» Дарвин включил не только собственно борьбу особи за жизнь, но и борьбу за успех в размножении.

В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались адаптивными к данным условиям среды. Это принципиально важный момент в аргументации Дарвина. Отклонения возникают не направлено – в ответ на действие среды, а случайно. Немногие из них оказываются полезными в конкретных условиях. Потомки выжившей особи, которые наследуют полезное отклонение, оказываются наиболее приспособленными к данной среде, чем другие представители популяции.

Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей Дарвин назвал естественным отбором.

Естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков в этих разновидностях и, в конечном счете, к происхождению видов.

Главная заслуга Дарвина, по мнению сторонников теории эволюции, в том, что он установил механизм эволюции, объясняющий как многообразие живых существ, так и их изумительную целесообразность, приспособленность к условиям существования.

А что является первоосновой жизни?

Одна из современных эволюционных концепций так отвечает на этот вопрос.

Вначале земля имела атмосферу, состоящую из углекислого газа, метана, аммиака и воды. Под влиянием энергии солнечного излучения и , может быть, благодаря молниям или вулканическим извержениям, эти простые соединения расщеплялись и преобразовывались в аминокислоты. Их разновидности постепенно скапливались в морях и образовали соединения, подобные белкам. В результате океан превратился в «первичный бульон», на первых порах пока неживой.

Затем случайно образовалась молекула, способная к самовоспроизведению. Подобные молекулы группировались, со всех сторон окутывались другими белковыми молекулами, которые имели защитную функцию и служили мембраной. Таким образом, первая клетка воспроизвела сама себя.

Доклад ученика (слайд 9).

Земля и все находящиеся на ней формы жизни были созданы Творцом в течение шести дней, как говорится в Библии. Господь создал человека по своему образу и подобию.

Посмотрите вокруг! Разве вы не видите присутствие везде Разума?

Растения существуют и производят отходы уже тысячи лет, гораздо дольше заводов и фабрик. Но отходы эти не загрязняют окружающую среду. Попадая в почву и расщепляясь там на элементы, снова становятся пищей для растений.

Представьте себе, вы живете в квартире на седьмом этаже, на высоте около двадцати метров. Ваша семья расходует в день 150 литров воды. Для того чтобы подать эту воду на такую высоту необходима сложная система труб и мощный насос.

А обыкновенная береза за один жаркий летний день проделывает эту же работу. «Водяными насосами» дереву служат многочисленные микроскопические капилляры.

Обычный одуванчик разносит свои семена с помощью крохотных парашютиков. При этом растение сначала определяет относительную влажность и температуру воздуха, скорость ветра. Оно роняет семена только в благоприятных условиях.

В мире растений есть парашют. А вертолет? И вертолет тоже имеется.. Семя норвежского клена снабжено крохотными выгнутыми крылышками, которые при падении с дерева, встречая сопротивление воздуха, придают ему вращательное движение. Семя падает гораздо медленнее, и малейшее дуновение ветерка способно отнести его чуть ли не на километр.

Отдельные листочки дерева или куста выгибаются и поворачиваются таким образом, чтобы в тени оставалось минимальное их количество и чтобы каждый из них получал достаточное количество солнечного излучения. Растениям удалось решить энергетическую проблему, над которой бьется современный мир.

Летучие мыши используют систему эхолокации. Угри производят электричество. Чайки опресняют морскую воду. Осьминоги путешествуют с помощью реактивного двигателя. Чей это созидательный гений стоит за всем этим?

На этот вопрос отвечают и современные ученые. «Ничто так хорошо не организовано и не устроено, как наша земля. Вселенная должна иметь создателя, Мастера, творца. Здесь не может быть иного вывода», утверждает фон Браун, часто называемый человеком превыше всех ответственным за успешный запуск американских астронавтов на Луну.

Послушаем Ульриха Джелинека, всемирно известный изобретатель приборов и систем для исследования космоса. « Давайте посмотрим на образец творения. Мы знаем, что атомы космических тел такие же, как атомы земных тел. Каждый атом имеет ядро с вращающимися вокруг электронами. Солнечная система устроена по тому же образцу. В центре- Солнце с вращающимися вокруг него планетами. Дальше мы имеем миллионы других солнц нашей галактики. Галактика также вращается, делая полный оборот каждые 200 миллионов лет. Земля не вращается по совершенному кругу. Земля в своем вращении имеет 3 орбиты в одно и то же время. Тем не менее земля не теряет больше одной тысячной секунды сто лет. Как конструктор точных приборов, ч поражен такой точностью. Посмотрите на удивительный баланс наших планет. Если бы мы были на 10% ближе к Солнцу, мы бы сгорели и превратились в порошок. Если бы мы были на 10% дальше от Солнца - мы бы замерзли до смерти. Земля вращается с определенной скоростью вокруг своей оси, чтобы дать нам точную продолжительность дня и ночи. Любая и незначительная перемена моментально положила бы конец жизни на земле».

Доклад ученика (слайд 10).

Панспермия (греч. panspermía — смесь всяких семян, от παν (pan) — весь, всякий и σπερμα (sperma) — семя) — гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет каких-либо «зародышей жизни».

Была выдвинута немецким учёным Г. Рихтером в 1865 году.

Известно, что сахар (или глюкоза) является одним из источников жизни, так как является важнейшей составляющей ДНК, и играет важную роль: находится в мембранах живых клеток.

Проще говоря, без глюкозы жизнь на Земле была бы невозможна. Обнаружив в составе метеоритов глюкозу, учёные первым делом решили проверить, мог ли сахар образоваться в метеоритах уже на Земле, то есть быть следствием микробного "загрязнения".

Выяснилось, что земное происхождение соединений, обнаруженных группой Купера, маловероятно. Кроме того, изобилие глюкозы свидетельствует о том, что эти соединения — следствие скорее химических, нежели биохимических процессов.

Учёные полагают, что сахар мог образоваться в метеоритах в результате химических реакций, произошедших во время их космических "путешествий".

Полученные в 2006 году результаты миссии Deep Impact по исследованию кометного вещества неопровержимо доказывают наличие в кометном веществе воды и простейших органических соединений. Это указывает на кометы как на один из возможных переносчиков жизни во Вселенной.

По одной из версий, жизнь на планету Земля принесли остатки погибшей планеты Фаэтон. По другой, она была доставлена кометой Галлея во время одного из приближений к нашей планете, когда Земля была еще совсем юной.

В рамках этой теории имеются два варианта. Первый вариант: жизнь была занесена на Землю в виде микробов и бактерий, которые в дальнейшем развились. Второй вариант: жизнь прибыла на Землю в виде уже сложившихся биологических видов, например, внутри метеоритов или комет. Есть мнение, что люди возникли в результате аварии межпланетного корабля, поэтому все мы являемся потомками инопланетян.

Миф о внеземном происхождении нашей цивилизации нашел отражение в эпосе многих народов Сведения об НЛО можно найти в древних шумерских, египетских, индийских, тибетских манускриптах, у древнегреческих и древнеримских ученых.

III). Групповая работа с текстом. Социализация.

Учитель предлагает ученикам разбиться на три группы по принципу приверженцев каждой из теорий. Задача группы- аргументировано доказать правоту теории.

IV) Афиширование.

После работы в группах заслушиваются выступление групп.

(каждое выступление сопровождается слайдом).

Слайд №1. Теория эволюции.

Слайд № 2. Панспермия.

Слайд № 3. Креационная теория.

V) Разрыв(слайд 11).

- Споры о том Бог ли наш отец, обезьяна ли– бабушка а, может, создание людей – это вообще глобальный эксперимент внеземного разума, не утихают.

Сейчас вам придется из защитников выбранной вами теории превратиться в ее критиков. Подберите аргументы, доказывающие слабость защищаемой вами гипотезы.

(«Дарвинисты» отмечают, что палеонтологическая летопись не показывает постепенного преобразования одной форм жизни в другу. Мутациями, утверждают противники теории, можно объяснить разнообразию видов, но не эволюцию. Растение в засушливой области, возможно, имеет мутантный ген, заставляющий его иметь более крупные корни, вследствие чего у растение появляются большие шансы на выживание, но растение остается растением. Мутации могут изменить цвет и структуру волос. Но волосы останутся волосами. Среди собак много разновидностей, иногда сильно отличающихся друг от друга по внешним признакам: коли, овчарка, такса и т.д. Но собаки всегда остаются собаками. Генетический код не дает растению или животному отклониться слишком далеко от нормы. Теория Дарвина не дает ответ на вопрос: что же было раньше - курица или яйцо.

Сторонники креационизма обращают внимания на то, что акт сотворения это вопрос не науки, а веры. А научное познание и вера – вещи разные. Если теория Дарвина хоть как- то подтверждается палеонтологической летописью, то эту теорию ничем конкретным подтвердить нельзя.

Сторонники теории панспермии акцентируют внимание на том, что она не дает ответа на вопрос о первоисточнике жизни: если на Землю жизнь принесли инопланетяне, то кто создал самих инопланетян. Если на Землю жизнь была принесена в виде бактерий, то, логично предположить, что она развивалась по эволюционному принципу, а веских доказательств теории эволюции нет.

Основана панспермия на свидетельствах контактеров и найденных археологами рисунках, на которых предположительно изображены инопланетяне. Более серьезного подтверждения у нее нет, как и нет достаточно аргументированного опровержения).

VI) Рефлексия.

В конце урока каждый ученик продолжает фразу: «Сегодня на уроке я понял, что…»

Домашнее задание.

Наступит время, когда вы станете родителями. К вам подойдет ваш ребенок и спросит: «Как возникла жизнь на земле?».

Напишите сочинение на тему «Что я бы ответил (а) своему ребенку на вопрос, как возникла жизнь на земле».

Презентация к уроку: Darvin.pptx

Бесплатный хостинг uCoz