Урок разработан преподавателем первой квалификационной категории Чехой Татьяной Григорьевной.

 

Урок

"Русская Голгофа. Романовы"

 

Цели урока:

1.Создать условия для повышения общекультурного уровня; углубить знания о нравственных и духовных ценностях православия.

2. Формирование коммуникативной культуры, интереса к изучению истории своей страны.

3. Нравственное воспитание.

Эпиграф:

Мы докатились до предела

Голгофы тень побеждена:

Безумье миром овладело —

0, как смеется сатана!

В.Палей.

Эпиграф:

Подвиг есть и в сраженье

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг в терпении,

Любви и мольбе.

А. Хомяков.

Ход урока.

I). Индуктор. Работа над осмыслением темы урока.

а) чтение стихотворения

Мы слышали сами от дедов своих,

А кто и писанье в наследство оставил,

О ратных делах, о молитвах своих,

Которыми Бог нашу землю прославил.

Хотим или нет, но величит нас Бог…

И я не на миг уповаю в сраженье,

В речах - не на мудрость, какую сберёг,

А только на крестное наше знаменье.

Но нас ненавидят за имя Христа,

Скрепляют ругательства высшей печатью

И входят со смехом в святые дома,

Молящихся там находя для распятья.

За что нам такая жестокая месть?

За что нам такие великие плачи?

Неужто врагам нашим нечего есть

И мы от них хлеб по за пазухам прячем?

О, Господи, прежние дни помяни,

Воздай нам за скорби святой благодатью,

Тогда мы поднимем знамена свой

С двуглавым орлом и Христовым распятьем.

- «Мы слышали», «нас ненавидят», «воздай нам»… Все местоимения в форме множественного числа. О ком говорится в стихотворении?

- Представьте, что перед вами лежат цветные карандаши или краски. Каким бы цветом вы передали те чувства, которые испытали в то время, когда слушали стихотворение?

- Какие образы, ассоциации у вас возникли, когда вы, когда слушали это стихотворение?

Ответы учеников.

(По ходу работы учитель на доске записывает ключевые слова).

- Вам предложили прочитать это стихотворение на фоне какого- либо звукового сопровождение Какое звуковое сопровождение вы бы выбрали?

(большинство учеников склоняются к мысли, что это колокольный звон, духовная музыка)

- (слайд).Голгофа – месть крестной смерти Иисуса Христа. Но у России есть своя Голгофа. На нее всходили новомученики и исповедники Российские. Своей жизнью они явили людям пример веры в Бога, надежды на Него и любви к Нему.

(видеоряд)

Бутовский полигон… 13 глубоких рвов, доверху заполненных тысячами погребенных здесь людей… Известны имена 255 святых мучеников, пострадавших за Христа…

Соловецкий монастырь… Он был превращен советской властью в один из самых страшных лагерей смерти – СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Здесь были уничтожены десятки тысяч людей. Большую часть заключенных составляли священники.

Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских совершается в воскресенье 25 января или ближайшее воскресенье после 25 января.(слайды).

А в молитве новомученикам и исповедникам Российским есть такие слова: «И да отпустится нам и всему роду нашему грех, на народе российском тяготеющий: убиение царя, помазанника Божия, святителей же и пастырей с паствою, и страдания исповедников, и осквернение святынь наших»

II). Работа с культурным аналогом.

в ) (чтение стихотворения)

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину бурных мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос Спаситель, помоги!

Владыка мира! Бог Вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Троих рабов

Нечеловеческие силы –

Молиться кротко за врагов.

- Это стихотворение было написано Сергеем Бехтеевым в октябре 1917 года. Оно называется «Молитва» и посвящено Их Высочествам великим княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне.

Царской семье тоже пришлось взойти на русскую Голгофу.

- Назовите имена членов семьи Николая II. ( Александра Федоровна, цесаревич Алексей, Ольга, Мария, Татьяна Анастасия).

- Жизнь их трагически оборвалась в подвале Ипатьевского дома. (слайд)

Последними словами Николая II были: «Прости их, Господи, не ведают, что творят!»

А вот строчки из письма Святой Царевны – мученицы Ольги. «Отец (Николай II) просит передать всем, кто ему остался предан, и тем, на кого они еще могут иметь влияние, чтобы не мстили за него, так как он всех простил, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».

(видеоряд)

- Посмотрите на первый эпиграф к уроку… Автор этих строк- Владимир Палей (слайд), сын великого князя Павла Александровича Романова, родной племянник Николая II. Он тоже взошел на Голгофу. Ему был 21 год.

Молодой офицер, горячо любящий свою Родину, он воевал на фронтах первой мировой войны. Был сыном Великого Князя Павла Александровича, младшего из сыновей императора Александра Второго, и Ольги Валериановны Карнович, дочери одного из придворных императорского двора. Этот брак был заключен вопреки закону Российской империи о престолонаследовании и воле государя. Ввиду того, что брак его родителей был морганатическим, Владимир не мог носить фамилии своего отца – Романов. Именно это обстоятельство и могло спасти ему жизнь. Глава петроградского ЦК Урицкий проводил перепись членов дома Романовых. Он предложил молодому офицеру подписать отречение от отца. Владимир отказался.

Поэтический дар не был чужд семье Романовых. К.Р. (слайд) Таков был псевдоним великого князя Константина Константиновича Романова, известного поэта. Он приходился двоюродным дядей Николаю I . Был генерал – инспектором военно-учебных заведений. Видный деятель Комитета грамотности, президент Академии наук. Он умер в 1915 году. Ему не удалось узнать, что после долгих мучений его сыновья: Игорь Константинович, Константин Константинович, Иоанн Константинович были еще живыми сброшены в шахту под Алапаевском. Вместе с ними был сброшен Владимир Палей, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, великий князь Сергей Михайлович.

Мученическую смерть в шахте приняли(слайд).Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна до последней минуты жизни молилась о том, чтобы Бог простил её палачей. Она и пострадавшая с нею инокиня Варвара прославлены Церковью в лике преподобномучениц. Их мощи были доставлены на Святую Землю в Иерусалим, и находятся в храме святой Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

Елизавета Федоровна еще при жизни снискала всеобщее уважение и любовь. Отказавшись от какой-либо светской жизни, Елизавета Федоровна основала в Москве женский монастырь, получивший в 1911 г. наименование Марфо-Мариинской обители. Это было не только убежище для людей, ищущих спасения в религии, здесь работала хорошо оснащенная по тем временам больница, существовали для нуждающихся аптека, детский приют, библиотека. Многие из монахинь обители в годы начавшейся мировой войны стали сестрами милосердия. Елизавета Федоровна много занималась благотворительностью.

В 1891 голу ее муж, Великий князь Сергей Александрович, стал генерал- губернатором Москвы.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елизаветы Федоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста Каляева погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елизавета Федоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа. На третий день после гибели мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она спросила его, зачем он это сделал. Каляев ответил: «Я хотел, чтобы зла стало меньше». «Но ведь его стало больше»,- сказала Елизавета Федоровна. Она подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Сейчас мы с вами услышим голос Владимира Палея. Узнаем, о чем думал, что чувствовал. Мы познакомимся с его стихотворениями и попробуем сквозь поэтические строки увидеть духовный мир их автора.

.III) Групповая работа с текстом. Социализация.

1- я группа анализирует стихотворение «Черные ризы… Тихое пение…»

Великим Постом, март 1917.

Черные ризы… Тихое пение…

Ласковый отблеск лампад…

Боже всесильный! Дай мне терпения:

Борются в сердце небо и ад…

Шепот молитвы… Строгие лики…

Звонких кадильниц дым голубой…

Дай мне растаять, Боже великий,

Ладаном синим перед Тобой!

Выйду из храма – снова нарушу

Святость обетов, данных Тебе, -

Боже, очисти грешную душу,

Дай ей окрепнуть в вечной борьбе!

В цепких объятьях жизненных терний

Лай мне отвагу смелых речей.

Черные ризы… Сумрак вечерний…

Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz